ПОЖАЛОСТИН Иван Петрович
ПОЖАЛОСТИН (ХРАПОВ) Иван Петрович
[26.5(7.6).1837, с. Еголдаево Ряж. у. Ряз. губ. (ныне с. Новое Еголдаево Ряж. р-на Ряз. обл.) – 25.12.1909 (7.1.1910), Рязань], выдающийся рус. художник-гравёр и рисовальщик. Род. в семье крестьянина-однодворца П.У. Храпова (фамилия П. по прозвищу деда). Рано осиротел. В 1850 – 54 обучался в сиротском («сиротстательном») пансионе им. Св. Зотика в Троицкой слободе (ныне в черте Рязани). Рисованию обучался у художника Н.С. Иванова. В 1855 по февр. 1858 работал пом. вол. писаря и писарем в с. Солотча Ряз. у. В 1858 – 68 обучался в СПб. в Имп. Академии художеств в кл. гравюры и проф. Ф.И. Иордана, Б.П. Виллевальде, П.М. Шамшина, А.Т. Маркова, Т.А. Неффа. Был в числе лучших учеников Академии, награждался за свои работы 2 малыми и 2 большими серебряными медалями, за гравюрный портрет поэта Г.Р. Державина (с оригинала В.Л. Боровиковского) в 1866 удостоен малой золотой медали. Портрет был помещен в собр. соч. поэта под ред. акад. Я.К. Грота. По окончании Академии за гравюру-портрет митрополита Моск. Филарета получил звание классного художника I ст. В 1871 за гравюру «Несение креста Спасителем» (с картины Л. Карраччи) получил звание академика по гравированию Академии художеств. В 1872 – 77 пенсионер Академии за границей (Париж, Лондон) для усовершенствования в мастерстве разных видов глубокой гравюры и печатания эстампов. В 1872 в Париже сделал гравированный портрет художника К.П. Брюллова (с живописного автопортрета), где впервые применил смешанную технику глубокой гравюры (офорт + резец). Портрет относится к числу лучших созданий гравёра. В 1874 П. досрочно вернулся из-за границы для работы над сюжетной гравюрой «Испытание силы Яна Усмаря» (с ист. живописного полотна Г.И. Угрюмова, ГРМ) на получение звания проф., однако в 1880 получил за эту работу звание Почетного вольного общника Академии художеств. П. выдающийся мастер репродукции резцовой гравюры на медной доске. В 1870 – 80-е он создал гравюру «Птицелов» (с картины В.Г. Перова) и серию гравированных портретов ист., гос. и общ. деятелей, писателей, художников России, к-рые публиковались в журналах «Русская старина», «Исторический вестник», «Отечественные записки» и в книгах. Среди них портреты Лжедмитрия I, Светлейших кн. Г.А. Потёмкина-Таврического и П.А. Зубова, генералов А.П. Ермолова и М.Д. Скобелева, графов А.М. Дмитриева-Мамонова и М.А. Корфа, през. Академии художеств А.Н. Оленина, поэтов К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, Н.А. Некрасова, А.С. Хомякова, беллетристов И.А. Гончарова и И.С. Тургенева; императрицы Марии Федоровны с наследником Николаем и др. В 1883 – 92 адъюнкт-проф. кл. резцовой гравюры Академии художеств в 1892 – 94 проф. После ликвидации класса вышел в отставку с чином надворного советника и пенсией. С 1894 жил в Рязани на частных квартирах – в доме № 16 Кученёвой на Селезнёвской ул (с 1928 ул. им. Пожалостина, 37 – дом не сохранился), после 1897 на Сенной ул. в доме Солнцева (не сохранился). Но большую ч. вр. гравёр с семьёй проводил в своей усадьбе в пос. Солотча. Здесь он работал над последними сюжетными гравюрами «Явление Христа народу» и «Праздник в деревне» (обе не закончены). П. называли «последним из могикан» среди выдающихся рус. мастеров классической резцовой гравюры на медной доске, хотя он применял и др. методы глубокой гравюры (офорт, акватинта, меццо-тинто, мех.). П. был незаурядным рисовальщиком, рис. для своих гравюр он делал сам. Используя особые способы гравирования (включая метод «сухой иглы»), он достиг высочайшего мастерства гравирования, филигравеной отделки своих гравюр-портретов, к-рые отличались удивительным сходством с оригиналом и психологизмом. Академическая школа сочеталась у него с демокр. устремлениями под влиянием худ.-передвижников (Е. Котова). «…Пожалостин достиг удивит. мастерства рисунка и чистоты резца и создал ряд таких прекрасных работ, каких мало среди произведений русских гравёров и какие не уступают работам выдающихся художников иностранных» (С.П. Виноградов). Ум. гравёр в Рязани на 73-м году жизни от сердечного приступа. Похоронен на кладбище Спасского монастыря (ныне Ряз. ист.-архитект. музей-заповедник). Могила сохранилась. Имя П. носят: Ряз. гос. обл. худ. музей, улицы в Рязани, Ряжске и с. Новое Еголдаево. В пос. Солотча открыт Дом-музей П.
• Соч.: Жизнь и труды академика-гравёра на меди Ивана Петровича Пожалостина // Русская старина. – 1881. – Т. 31. – С. 569 – 599; Т. 32. – С. 111 – 136, 351 – 376.
• Ист. и лит.: ГАРО. Ф. 627. Оп. 250. Д. 88. Св. 59. Л. 7; Ф. Р-2798. Оп. 1. Д. 7; Ф. Р-5039. Оп. 1. Д. 41, 42; ИРЛИ (ПД) РАН. Ф. 718, аттестат № 735; Ледаков А.З. Наши художественные выставки // С.-Петербургские ведомости. – 1881. – № 57 (2 февр.). – С. 2; Булгаков Ф. Наши художники. – СПб., 1890. – Т. 1 – 2. — С. 101 – 102; Собко Н.П. Словарь русских художников. – СПб., 1899. – Т. 3. – С. 313 – 316; Пожалостин И.П. [некролог] // Исторический вестник. – 1910. — № 2. – С. 780; Виноградов С.П. Памяти И.П. Пожалостина (1837 – 1909). – Рязань: РУАК, 1912; Пожалостин И.П. // БСЭ-2. Быховская И.А. И.П. Пожалостин // Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников: Середина XIX в. / Под ред. А.И. Леонова. – М.: Искусство, 1958. – С. 229 – 238; Пожалостин И.П. (1837 – 1909) // Знатные рязанцы. – Рязань, 1959. – С. 142 – 145; Вагнер Г.К. Старые художники и архитекторы Рязани. – Рязань, 1960. – С. 50 – 55; Чугунов С.В. Академик из народа И.П. Пожалостин // Гордость земли Рязанской. – М.: Моск. рабочий, 1973. – С. 293 – 297; Касаткин В.М. Где архив Пожалостина? // Рязанский комсомолец. – 1981. – 12 марта; Касаткин В.М. Новые материалы о Пожалостине // Приокская правда. – 1983. – 17 авг.; Касаткин В.М. Имена Пожалостина // Там же. – 1992. – 28 нояб.; Касаткин В.М. Дом с мезонином в Солотче. – Рязань: Узорочье, 1998; 2-е изд. – 2006.
В.М. Касаткин