ЖИЛЫЕ И ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПОСТРОЙКИ


ЖИЛЫЕ И ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПОСТРОЙКИ ТРАДИЦИОННЫЕ

Устойчивый компонент традиционной нар. материальной культуры, используемый, как правило, на протяжении неск. поколений жизни людей. Сел. жилище наиб. полно и долго сохраняло нар. традиции и аккумулировало местную специфику. В XVIII — нач. XX в. осн. материалом для стр-ва сел. и гор. построек в Ряж. у. было дерево — в осн. дуб, ольха, липа, верба, реже — ель и сосна. Строили дома обычно местн. плотники, нередко сами крестьяне. Господствовала срубная техника возведения стен, изв. у рус. с глубокой древности. Применяли способ соединения бревен в венцы на углах сруба с выпуском концов — «в угол» и «в чашку». Рубка на концах бревен без остатка («в лапу») стала использоваться с кон. XIX в., в осн. в Ряжске, где срубные дома часто обшивали тесом снаружи. Для прочного прилегания венцов сруба друг к другу в верх. венце вынимался продольный паз. Для утепления сруба между бревнами закладывали мох или паклю. Пазы сруба из тонких бревен лиственного леса промазывали глиной. Срубные дома не имели сплошного фундамента. Под углы и середину 1-го венца ставили «подвалки», «стулья» — дубовые столбики или камни, вкопанные в землю. Избы были с низкими подклетами или без подклетов с деревянными или земляными полами. Потолочные балки («матица», «матка») врубали в передний венец. В старинной избе делали одну «матицу», позднее устраивали 2 или 3 балки. В пазы «матицы» забирались доски потолка. В старину потолочины делали из мелких круглых бревен или плах, положенных поверх «матицы». Сверху, со стороны чердака, потолок промазывали глиной с песком, засыпали опилками или землей. В Ряж. у. широко бытовали четырехскатные крыши с соломенным покрытием. С кон. XIX в. сюда частично проникают с С. двускатные крыши. Двери в избе были низкие, окна маленькие. Еще в кон. XIX в. в крест. избах Ряж. у. сохранялись «волоковые окна» — узкие отверстия, прорубленные в 2-х соседних бревнах, задвигавшиеся «волоком» — деревянным щитом. В окно вставлялась рамка, затянутая бычьим или рыбьим пузырем, брюшиной. В нач. XX в. волоковые окна почти везде вытесняются «косящатыми», «красными» окнами со стеклами. В стене, выходящей на улицу, обычно было 1—3 окна, одно окно выходило во двор. Деревянные срубные дома преобладали в Ряжске вплоть до сер. XX в. Наиб. распространенным в массовой гор. застройке был рубленый одноэтажный дом, часто обшитый снаружи тесом на каменном или кирпичном фундаменте, с деревянным полом, двускатной, реже четырехскатной крышей, крытой тесом, щепой, реже — железом, еще реже — соломой. В передней стене, выходящей на улицу, было 3 — 4, реже — 5 окон. В пореформенный период в Ряжске зажиточные горожане активно стали строить кирпичные дома, нередко 2-этажные. Местные строит. материалы — дерево, кирпич, глина — широко используются в совр. жилищном стр-ве. В XVIII — нач. XX в. в Ряж. у. большей ч. бытовали двухкамерные дома. Они состояли из отапливаемой избы и неотапливаемых сеней. В трехкамерных домах, к-рые встречались значит. реже, под одной крышей сени соединяли избу и неотапливаемую «клеть» («горницу», «вышку», «стрелку»), служившую летним жильем и для хоз. целей. В клети стояли сундуки с «добром», кадки с крупой, яйцами, маслом, на полках и лавках хранили пряжу, трепаный лен и коноплю, домашнюю утварь. С нач. XX в., по мере развития товарно-денежных отношений, стало распространяться, преимущ. у зажиточных хозяев, стр-во домов-пятистенок. Они состояли из 2-х смежных жилых помещений — «горницы» и «кухни», к кухне пристраивали сени. Стр-во пятистенок усиливается с сер. 1920-х. В Ряжске раньше и шире, чем в сел. местности, распространялись пятистенные дома. Внутр. устройство жилого помещения в Ряж. у. было 2-х типов. Более широко бытовал т.н. вост. южнорус. план. Здесь устье рус. печи, расположенной в дальнем от входа углу, повернуто к входу, «святой» угол находился рядом с дверью. В меньшей степени было распространено жилье среднерус. плана. Здесь, в доме, поставленном перпендикулярно улице, устье рус. печи, расположенной в углу рядом с входом, повернуто к передней стене, по диагонали от печи находится «святой» угол. Более древней, по данным археологов, является южнорус. планировка. В «святом» («переднем», «красном») углу находились иконы, стоял обеденный стол. Здесь семья справляла обычные трапезы, отмечала важные события в своей жизни. По праздникам стол застилали скатертью, ставили на него хлеб и соль — символ семейного благополучия. Напротив устья печи в «стряпном» углу готовили пищу, в «судней лавке», под к-рой устраивали шкафчик («судник»), и на полках размещали кухонную утварь. Ближе к окнам располагали ткацкий стан; здесь женщины ткали, пряли, шили. Преобладала неподвижная встроенная мебель. Вдоль стен размещали плотно прикрепленные к ним лавки, выше окон над лавками делали полки для разл. домашнего имущества. Спали на полатях — дощатом настиле возле печи, на лавках, на полу. Вплоть до кон. XIX в. в качестве постельных принадлежностей служила солома, домотканые подстилки из конопли или шерсти («ватолы»), бол. перьевые подушки. Кровати, ватные одеяла, перины появились лишь в нач. XX в., гл. образом, в зажиточных семьях. Ок. полатей к потолку подвешивали люльку для ребенка. Зимой, особенно в сильные морозы, в избах держали кур, телят, ягнят. Значит. ч. изб в Ряж. у. вплоть до нач. XX в. были «курными», где печь топили «по-черному», т.е. без трубы для выхода дыма. С появлением пятистенных домов нарушалась традиционная планировка избы, расположение осн. элементов интерьера, функциональное назначение разл. мест в избе. Черты старинной избы в значит. мере сохранялись в кухне. В горнице, наряду со старыми, постепенно появлялись нов. бытовые предметы: кровать, деревянный диван, шкаф, стулья (табуреты), зеркала, занавески на окнах, фотографии на стенах, цветы. Гор. влияние широко распространяется в нач. 1960-х. В Ряж. у. преобладал южнорус. тип двора — передняя ч. сел. усадьбы, где ок. дома располагаются хоз. постройки для скота, инвентаря, транспорта, топлива и др. Для южнорус. типа характерен дом, расположенный параллельно ул., четырехугольный открытый в середине двор; амбары, кладовые, погреба вынесены на улицу против окон дома, позади двора на огород. К В. от р. Ранова во мн. усадьбах имелись срубные бани с южнорус. расположением печи-каменки, топившиеся «по-черному». Обычно бани ставили на огороде, иногда — группами у пруда или реки. В дальнем конце усадьбы, за огородом, располагали обычно гумно с открытым током для молотьбы хлеба, здесь же ставили ригу для необмолоченного зерна, «половно» для мякины. В Ряж. у. бытовала в осн. рига «на быках». Ее строили в форме большой соломенной 4-скатной кры-ши, поставленной на землю. Стропила («быки») вкапывали в землю. Коллективизация и дальнейшая политика гос-ва, направленная на сокращение индивидуального хоз-ва на селе, обусловила уменьшение пл. застройки усадьбы и числа надворных построек. Исчезли конюшни, овины, риги, меньше стало хлевов. Но, как и прежде, в составе усадьбы выделяются дв. с жилыми домом и хоз. постройками, сад и огород. Во дв. устраивают один или неск. сараев — для скота, для топлива, корма, инвентаря и др. В Ряж. у. в осн. бытовал южнорус. тип. жилища: срубной дом без подклета с деревянным или глинобитным полом под 4-скатной крышей, поставленный параллельно улице, открытый двор с замкнутым или свободным расположением хоз. «построек».
• Лит. и ист.: Лебедева Н.И., Милонов Н.П. Типы поселений Рязанской области // Советская этнография. — 1950. — № 4; Руделев В. Г. Историко-этнографические данные о жилище Рязанского края // Ученые записки Рязанского государственного педагогического института. — Т. 16. — 1957; Русские. Историко-этнографический атлас (сер. XIX – нач. XX в.). — М., 1967; Лебедева Н.И. Народное жилище южных уездов Рязанской губернии // Научный архив РИАМЗ. Д. III. — 559. Кн. 16. № 354; Горбунов Б.В. Русская народная традиция в деревянном зодчестве Рязанского края. Информативный материал для учителей. — Рязань, 1995.

Л.Н. Чижикова, Б. В. Горбунов