Книга СОЛДАТЫ ПОБЕДЫ


РЯЗАНСКАЯ ОБЛАСТЬ

Ряжский РАЙОН


ТЕ, КТО С НИМИ В СРАЖЕНИЯХ НЕ БЫЛ, СЛОВНО ВЕЧНУЮ НОСЯТ ВИНУ

ИХ, ЗАЩИТНИКОВ, ЖИЗНЬ НЕ ЩАДИЛА НИВ ТРУДЕ, НИ В ЖЕСТОКОМ БОЮ, И С ПОСТА НИНА МИГ НЕ СМЕНИЛА, И БЕССМЕННО ДЕРЖАЛА В СТРОЮ.

НО УХОДЯТ ОНИ НЕУКЛОННО

В МИР, ГДЕ НЕТ НИ ВРАГОВ, НИ ДЕРЖАВ, ГОРСТЬ РОДИМОЙ ЗЕМЛИ ОБОЖЖЕННОЙ НА ПРОЩАНЬЕ В ЛАДОНЯХ ЗАЖАВ, ПОКИДАЯ ТОВАРИЩЕЙ БЛИЗКИХ, И ЛЮБИМЫХ СВОИХ, И ДЕТЕЙ.

СКОРО, СКОРО ОДНИ ОБЕЛИСКИ БУДУТ ПАМЯТЬЮ ЭТИХ ЛЮДЕЙ!

ГДЕ ТОГДА НАМ ИСКАТЬ ОПРАВДАНЬЯ,

К ЧЬИМ КОЛЕНЯМ В НЕВЗГОДАХ ПРИПАСТЬ? КТО УДЕРЖИТ В ГОДИНУ СТРАДАНЬЯ НАД ВОЙНОЮ ПОБЕДНУЮ ВЛАСТЬ?

НУРИСЛАН ИБРАГИМОВ


 

ОТ РЕДАКЦИОННОЙ КОЛЛЕГИИ

Единое многотомное издание — Рязанская областная Кни­га Памяти и книга Рязанской области «Солдаты Победы. 1941—1945 гг.» является печатным памятником, подлин­ным историческим свидетельством немеркнущего под­вига советского народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. В рязанской областной Книге Памяти увековечены имена более 175 тысяч погибших, умерших от ран, замученных в плену, пропавших без вести защитников Отечества. Всего с 1994 г. было издано 13 томов областной Книги Памяти. В 2007 г. создана ее электронная версия. Война — жестокое бедствие. Победа над врагом была одержана благодаря невиданному ге­роизму бойцов. В книге Рязанской области «Солдаты Победы. 1941—1945 гг.» увековечены имена воинов, вернувшихся с полей сражений. Всего с 2010 по 2015 г. издано 6 томов.

  • 1 том — г. Рязань.
  • 2 том — Рязанский, Ермишинский, Захаровский и Кадомский районы.
  • 3 том — Касимовский и Клепиковский районы.
  • 4 том — Александро-Невский, Кораблинский и Милославский районы.
  • 5 том — Михайловский район.
  • 6 том — Рыбновский и Сараевский районы.
  • 7 том — Ряжский район

Кроме поименных списков фронтовиков в книге представлены справочно-исторические материалы, статьи о восстановлении и развитии народного хозяйства, о деятельности военных комиссариатов, краткие очерки о фронтовиках, фотографии, архивные материалы. По результатам исследовательской работы и работы поисковых отрядов в раздел «Книга Памяти» внесены дополне­ния и уточнения. В подготовке материалов для книги Рязанской области «Солдаты Победы. 1941—1945 гг.» принимали активное участие ученые, сотрудники военных комиссариатов, архивов, органов социальной защиты, члены общественных и ветеранских организаций, представители библиотек, музеев, журналисты и школьники.

Успех дела обеспечен благодаря постоянному вниманию и поддержке Правительства Рязан­ской области. Многотомная книга Рязанской области «Солдаты Победы. 1941-1945 гг.» из­дана для того, чтобы последующие поколения россиян в полной мере оценили великий под­виг солдат Победы. В страшной войне были проявлены богатырская сила и беспримерный героизм, полное превосходство духа нашего на­рода. В послевоенные годы также массово был проявлен трудовой героизм. Народ терпеливо и мужественно залечил раны, возродил страну из пепла и создал могучее государство. Многое те­перь меняется вокруг. Но судьба страны и нации во многом зависит от того, как воспитывается подрастающее поколение. Не испытав законной гордости за наше историческое прошлое, мы ни на шаг не продвинемся вперед.


ВОЙНА ДОШЛА ДО РЯЖСКА И ВСТАЛА У ВОРОТ.

ФАШИСТСКИЙ ШТЫК И КАСКА РВАЛИСЬ К МОСКВЕ, ВПЕРЕД. КРУЖИЛИ ВРАЖЬИ ПТИЦЫ, ЛЕТЕЛ СВИНЦОВЫЙ ГРАД.

НО ВСТАЛИ ВОЗЛЕ ВРАТ МОРСКИЕ ПЕХОТИНЦЫ И ОПОЛЧЕНЦЫ В РЯД. И ВРАГ ОСЛАБИЛ ХВАТКУ, ХОТЬ БЫЛ СИЛЕН И ЯР, ЗАБЫВ СВОИ ПОРЯДКИ, ПОМЧАЛСЯ БЕЗ ОГЛЯДКИ, ПОЧУВСТВОВАВ УДАР.

ЗДЕСЬ КАЖДЫЙ ДВОР И ХУТОР ЗАХВАТЧИКОВ ПОГНАЛ ОТРАНОВЫИХУПТЫ ЗА ДАЛЬНИЙ ПЕРЕВАЛ.

МЫ ВЫСТОЯЛИ, БРАТЦЫ! ПОБЕДА НАЯВУ!

…ТАКНЕ ПУСТИЛИ РЯЖЦЫ ФАШИСТА НА МОСКВУ.

НУРИСЛАН ИБРАГИМОВ




ОТ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ

Невозможно остановить бег времени. Десятки и сотни событий, сменяя друг друга, произошли и происходят на Земле. Но есть в истории человечества такое событие, которое навсегда сохранится в умах и сердцах миллио­нов — Великая Отечественная война 1941—1945 гг.

Тысячи уроженцев Ряжского района по мобилизации или добровольно ушли на защиту родной земли. Оставшиеся в тылу трудились за двоих, за троих, отдавая силы выполнению задач, коротко и емко выраженных словами «Все для фронта, все для Победы!».

В данном издании публикуются материалы о поколении людей, выстоявших и победивших в самой жестокой и кровопролитной войне XX века. Вслед за Книгой Памяти, назвавшей имена на­ших соотечественников, погибших, умерших от ран, замученных в плену, пропавших без вести при защите Родины, выходит книга «Солдаты Победы. 1945—1945 гг.», в которой даются сведения о воинах, вернувшихся с фронтов с долгожданной Победой. Их подвиги занимают достойное место в истории нашей страны.

В результате кропотливого труда создана обширная база данных о наших земляках, принявших участие в разгроме фашизма. Под­готовлены к печати биографические очерки, собрано множество подлинных документов и фотографий военного времени. В ходе подготовки к изданию книги десятки юношей и девушек, студен­тов и школьников были вовлечены в поисковую работу. Ратные подвиги наших земляков на фронтах Великой Отечественной войны стали темами рефератов, исследовательских работ, на­учных докладов, что является важным направлением в патрио­тическом воспитании молодого поколения.

К сожалению, во многих семейных архивах утрачены фото­графии, документы, награды, а в воспоминания ветеранов, их родных и близких вкрались неточности, ошибки, искажения. В сведениях о некоторых участниках войны сохранились лишь фамилии, имена, отчества.

Частично дополнить анкеты стало возможным благодаря во­енным фотографиям и документам Ряжского краеведческого музея, где собиралась вся информация, а также составлялись электронные анкеты.

 

 

На снимке члены рабочей группы. Слева направо сидят: Леоненкова В.И., Григорьева И.А., Косарева Г.В., Власенко В.А., Старожилова Т.В. Стоят: Дыкина Н.А., Ванеева Е.Г., Мазалов В.Н., Скрынникова Н.П., Попенко И.И.

Пополнился список погибших земляков, чьи имена не вошли в первое издание Книги Памя­ти. Они будут внесены в раздел «Книга Памяти. Дополнения и уточнения» настоящего тома.

Неоценимую помощь в подготовке к изданию книги оказали рабочей группе сотрудники Ряжского отдела военного комиссариата Рязанской области, районный совет ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов, сотрудники ГУ — Управление ПФР по Ряжскому району, главы сельских поселений, десятки добровольных помощников. Большое спасибо всем неравнодушным людям, сообщив­шим нам сведения о своих родных и близких, соседях и знакомых — участниках Великой Оте­чественной войны. Выражаем особую благодар­ность старшему научному сотруднику Ряжского краеведческого музея Попенко И.И., которая провела большую работу в поиске земляков, чьи фамилии не были внесены ранее в базу данных, с помощью электронного сайта «Подвиг наро­да», а также внесла дополнения, исправления в собранный материал.

Каждый прожитый год отдаляет от нас страш­ные события военного времени. Рабочая группа постаралась сделать максимально возможное, чтобы сохранить для будущих поколений стра­ницы жизни и подвига ряжцев, участвовавших в защите нашей Родины и поднявших ее из руин в послевоенный период.

Завершая свой труд, члены рабочей группы об­ращаются к землякам: читайте эту книгу, находи­те своих близких, плачьте, радуйтесь, гордитесь и знайте, что в летопись Великой Отечествен­ной войны вписаны имена многих тысяч уро­женцев Ряжского района.

Пусть вечно живет эстафета памяти во имя мира и счастья всех людей на Земле.

Е.А. КИРЬЯНОВА
доктор исторических наук, профессор РГУ имени С.А. Есенина

Г.В. КОСАРЕВА директор МУК «Ряжский краеведческий музей»

 

РЯЖСКИЙ РАЙОН.

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

Ряжский район расположен на юге Рязанской области. Административный центр Ряжского района г. Ряжск расположен по обоим берегам реки Хупты.

На территории современного Ряжского района люди жили с давних времен, и его история уходит корнями в глубокую древность. Ряжская земля была заселена людьми еще в мезолите, около 7 тысяч лет назад, о чем свидетельствуют остатки древних поселений и исследования ученых-археологов. Славяне, заселившие и освоившие Ряжский край, контролиро­вали область Рясского поля, по которому проходил известный с древности волок, соединявший бассейны рек Оки и Дона. По Рясскому полю волоком переплавляли торговые суда от реки Хупты до реки Становая Ряса (приток реки Воронеж). Это был торговый путь.

Основу хозяйственной деятельности жителей Ряжской земли составляло земледелие, животноводство, охота, бортничество, гончарное и ткацкое ремесла и т.д.

Первое упоминание о Ряжске относится к 1502 г. В сообщении великого князя Ивана III, который отправлял турецкого посла на родину из Москвы по воде, читаем: «От старой Рязани ехать ему Пронею вверх, а из Прони к Пранову, а из Прановой Хуптою вверх до переволоки до Рясского поля… да переволокою Рясским полем до реки до Рясы.»

В мощной оборонительной системе Московского государства XVI—XVII вв., Большой засечной черте, сторожевая опорная крепость Ряжск имела важное значение — защищала Русь от набегов крымских и ногайских татар. Ряжскую крепость окру­жали посад и слободы. Население составляли городские казаки, стрельцы, пушкари, кузнецы, пищальники, ямские охотники, а позднее солдаты и драгуны.

15 января 1731 г. в Ряжске из однодворцев уезда был сформирован Ряжский конный полк, ставший с 15 декабря 1763 г. пехотным и прославивший себя на полях сражений за Отечество.

В 1779 г. Ряжск стал уездным городом, уве­личив свою территорию. Был утвержден герб города.

В 1787 г. в Ряжске открылась первая общеоб­разовательная школа, а в 1860-м была открыта первая в Рязанской губернии публичная библиотека для горожан.

В 1812 г., в ходе Отечественной войны, на территории Ряжского уезда боевые действия не велись, но ряжцы по-своему принимали участие в войне. Жители города собрали для армии бо­лее 250 рублей и 1288 пар сапог. В Ряжске был устроен лазарет для раненых. Сотни ряжских дворян — офицеров в отставке — вернулись в ратный строй. В числе героев Бородинского сражения были и ряжцы: помещик П.А. Кикин — генерал-майор и Георгиевский кавалер, дежурный генерал при ставке Кутузова, на­гражденный Золотой шпагой «За храбрость»; известный поэт С.Н. Марин — Георгиевский кавалер, генерал-майор, дежурный генерал при штабе Багратиона. А.А. Кайсаров — ученый, профессор, доктор философии и медицины, создал и возглавил при штабе Главной армии Кутузова походную типографию для печатания листовок и прокламаций на языках неприятеля и его союзников. Имя его было выгравировано на одной из стен старого Храма Христа Спасителя в Москве. А.А. Кайсаров похоронен в с. Чирково Ряжского района в приделе храма иконы Пресвятой Богородицы «Знамение».

Город Ряжск гордится своими знатными жи­телями. Это И.П. Пожалостин — выдающийся русский художник-гравер и рисовальщик, ака­демик Академии художеств. Имя Пожалостина носит областной художественный музей, улицы в Рязани, Ряжске, селе Новое Еголдаево. А.П. Бу­нина известна как первая женщина-поэтесса, литературные труды которой получили обще­российскую известность.

Почти век проявляли доблесть в России чле­ны семьи Скобелевых: генерал от инфантерии И.Н. Скобелев, генерал-лейтенант Д.И. Ско­белев. В освободительной войне болгар против турок наиболее ярко проявился талант генерала от инфантерии М.Д. Скобелева, Георгиевского кавалера, национального героя Болгарии. Ро­довое имение семьи Скобелевых находилось в селе Заборово Ряжского уезда (ныне — Алек­сандро-Невский район).

Во второй половине XIX в. Ряжск стал круп­ным железнодорожным узлом на пересечении Рязано-Уральской и Сызрано-Рязанской желез­ных дорог, были построены железнодорожные станции Ряжск-1 и Ряжск-2.

Строительство железных дорог способство­вало ускоренному развитию торговли. В начале ХХ в. в Ряжске насчитывалось 175 торговых предприятий, из них торговали хлебом — 24, мануфактурой — 18, трактиров — 18. Магазины и лавки находились преимущественно на улицах Покровской, Хлебной, Астраханской, а также на Базарной площади.

В уезде, по данным 1903 г., существовали 4 городских, 39 сельских училищ. В 1910 г. в Ряжске открылась мужская гимназия, появи­лись частные учебные заведения А.В. Смир­новой, М.А. Корчагиной, Е.Г. Постниковой. В городе действовали Благовещенский собор, 8 церквей. В уезде было 75 церквей.

Известие об Октябрьской революции 1917 г. пришло в Ряжск в конце октября. Местные Со­веты отреагировали на это созданием револю­ционного комитета для поддержания порядка. 10 декабря в Ряжске прошел уездный съезд Совета крестьянских депутатов. Новым уездным комиссаром стал большевик В.Н. Максимов. В мае 1918 г. оформилась структура исполни­тельной власти уездных комиссариатов. Были организованы комиссариаты по отраслям: зем­леделия, продовольствия, почты и телеграфа, местного хозяйства, народного образования, призрения, финансов, юстиции, труда и про­мышленности, политический отдел. Также уч­редили должность комиссара железной дороги и контролера духовного ведомства. В июне 1918 г. была создана уездная ячейка партии больше­виков. В августе 1919-го в Ряжске была созда­на организация РКСМ.

В июле 1918 г. в Ряжске начала издаваться ежедневная газета «Наш путь». Ее первым ре­дактором стал В.А. Чуров. С 1919 г. издается еще одна газета — «Красный учитель».

Политика Советской власти в сельском хо­зяйстве была направлена на постепенную ликвидацию мелких крестьянских хозяйств и превращение их в крупные государственные и коллективные хозяйства. В 1918 г. в селе Большая Алешня Ряжского района была органи­зована коммуна «Коминтерн». К 1928 г. в уезде был кооперирован 31% крестьянских хозяйств. Индустриализация в довоенный период не за­тронула Ряжский район. На его территории существовали мелкие предприятия местной промышленности и кооперативные артели, работавшие на удовлетворение нужд населения.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. нарушила мирную жизнь ряжцев. 25 июня 1941 г. Ряжский район был переведен на военное по­ложение. В конце ноября противник находился в 15 километрах от города. Ряжск перешел на осадное положение. Гитлеровская авиация бом­била город и его окрестности, пытаясь вывести из строя железнодорожные объекты.

Захват Ряжска предотвратили моряки 84 ОСБ. В ноябре 1941 г. бригаду включили в резерв Ставки Верховного Главнокомандования и направили под Москву, но в результате резко изменившейся обстановки бригада получила первую боевую задачу: не допустить прорыва немецко-фашистских войск к Юго-Восточной железнодорожной магистрали и предотвратить захват 2-й танковой армией Гудериана г. Ряжска. Поставленная задача была выполнена: выгру­зившись с эшелонов у Ряжска 26 ноября 1941 г., бригада, возглавляемая полковником В. Моле­вым, выдвинулась к г. Скопину и вскоре осво­бодила его от немецко-фашистских захватчи­ков, не допустив их движения на Ряжск.

В ознаменование 50-летия Победы в Вели­кой Отечественной войне ветеранам бригады Дронову Е.И., Вознесенскому Н.Н., Ермиши- ну А.Т., Чуеву Н.И., Сайфулину Ф.Г., Садыко­ву Х.Ш., Кирилову-Угрюмову В.Г. Постанов­лением главы администрации г. Ряжска от 12.04.1995 г. присвоено звание «Почетный гражданин г. Ряжска».

В условиях военного времени в Ряжске были созданы уличные комитеты и группы (позже — звенья) самозащиты. Начальники групп и их заместители посещали специальные курсы, ор­ганизованные ОСОАВИАХИМом. По данным 1943 г., в Ряжске существовало 78 пожарных звеньев, 721 пожарный пост, две санитарные дружины и 11 санитарных постов. На случай бомбардировок к 1943 г. в городе создали 14 бомбоубежищ, 52 крытые щели, 64 откры­тые щели.

Согласно постановлению Президиума Вер­ховного Совета СССР от 13 ноября 1942 г. на период военного времени все трудоспособное население (женщины 16-45 лет и мужчины 16­55 лет) объявлялось мобилизованным. Моби­лизованные горожане занимались разработкой торфа, подготовкой помещений для воинских частей, принимали участие в сельхозработах, в погрузке и разгрузке вагонов на железной до­роге, в расчистке аэродромного поля возле села Еголдаево, в строительстве линии обороны под Ряжском и прочих работах. Нередко мобилизо­ванных отправляли на работы в другие области. Так, в 1944 г. в рыболовецкие колхозы Архан­гельской области были отправлены 20 семей из района. Местные органы власти принимали все меры к распространению среди населения государственных военных займов, средства от которых шли на развитие военной промышлен­ности. Проводилось и самообложение сельского населения.

В сельском хозяйстве ушедших на фронт мужчин заменяли подростки и женщины, что снижало производительность труда. Все это вело к недопоставкам молока, хлеба, яиц, мяса и других сельскохозяйственных продуктов го­сударству. Другими причинами, снижавшими производительность, было отсутствие тягловой силы и семян.

Тысячи женщин — колхозниц, работниц МТС и совхозов заменили своих мужей, отцов и братьев, ушедших на фронт. Самоотверженно работали и старики, и дети, стремились провести в срок все сельскохозяйственные работы, со­брать хороший урожай, обеспечить Красную Армию хлебом. 11 женщин работали председа­телями колхозов. Это Н.М. Лузгина, М.И. Но­викова, Е.Т. Краснова, М.И. Снастина и другие. Их колхозы не раз были занесены на районную Доску почета. По призыву Дарьи Гармаш ста­ли создаваться женские тракторные бригады, лучшими трактористками были П. Коняева, Д. Золотарева, А. Еремина, М. Гостева и другие. Все они были участницами Всесоюзного со­циалистического соревнования. Нелегко при­ходилось женщинам, не все трактора были оборудованы электроосвещением, это за­трудняло работу ночью. Правление колхозов выделяло специальных людей, которые факела­ми и фонарями указывали путь. Тракторов не хватало, пахали на лошадях и бычках. Пахаря­ми и сеяльщиками работали старики, женщи­ны, подростки.

При этом все же увеличилось поголовье скота. За 1943 г. поголовье крупного рогатого скота увеличилось на 24%, свиней — на 5,9%, овец — на 3,14%, коз — на 46,9%. Только конское по­головье уменьшилось на 28,1%. Наибольших успехов в сельскохозяйственном производстве добились Александровский, Введенский, Журавинский, Петровский, Поплевинский и ряд других сельсоветов. Среди хозяйств района проводилось социалистическое соревнование, победителями в котором были Андреевский (председатель Л.Л. Цыбакова), Больше-Жу- равинский (Д.К. Корольков), Борщевской (В.К. Шиловский), Пушкарский (Н.А. Чудецкий), Самаринский (М.Ф. Крутова) сельсове­ты. Хорошо работала Ряжская МТС, одна из крупнейших в области. Местная промышлен­ность и артели в 1943 г. выполнили планы по промышленным заказам на 83%, по товарам широкого потребления — на 97,7%.

Недостаток продовольствия вызвал введение нормированного распределения продуктов. Так, сельскому населению, рабочим 1-й категории в день выдавалось по 400 граммов хлеба, рабочим 1-й категории и инвалидам войны — 250 граммов, остальным — 100 граммов. При этом хлеб был невысокого качества, часто случались перебои в работе пекарен, в некоторые магазины хлеб не завозили в течение 2-10 дней. Перебои с хле­бом сохранялись и в послевоенный период.

Для поддержки морального духа и оповещения населения два экземпляра газет «Известия», «Сталинское знамя», «Колхозник» выставлялись в витрине на Советской площади. Назначались и специальные агитаторы, преимущественно из учителей. Так, в августе 1943 г. в городе действовали 17 агитаторов, из них 15 были пе­дагогами. Проводились выездные киносеансы в колхозах, устраивались районные смотры ху­дожественной самодеятельности.

Существовало много того, что в годы войны называли всенародной помощью фронту. На­селение делало денежные и материальные взно­сы в фонд Красной Армии и в фонд обороны. Из района отправлялись письма и подарки на фронт родным, близким и незнакомым бойцам и командирам Красной Армии. Собирались добровольные пожертвования на построй­ку военной техники. Осенью 1942 г. жители Ряжского района участвовали в сборе средств на постройку танковой колонны «Рязанский колхозник», внеся 854 624 руб. На постройку бронепоезда «Рязанский железнодорожник» было собрано 146 192 руб.; на постройку авиа­эскадрильи «Рязанский рабочий» — 298 570 руб. Пионеры и школьники собирали деньги на самолет «Рязанский пионер». Начиная с зимы 1941 г. постоянно производился сбор теплых вещей для Красной Армии. Организации, колхозы, школы брали шефство над военными госпиталями. Благодаря этому были спасены сотни тысяч раненых воинов. Все это вместе и было грандиозным трудовым подвигом труже­ников тыла Ряжского района.

Несмотря на лишения, горожане находили в себе силы участвовать в уборке улиц Ряжска , сборе подарков воинам Красной Армии, по­могали семьям военнослужащих, работали безвозмездно на нужды фронта. Предприни­мались все меры к трудоустройству инвали­дов войны, которых к началу 1944 г. в городе было 410.

В годы войны в городе располагался военный госпиталь № 1828. Станция Ряжск-1 и школы города использовались для размещения там эва­когоспиталей. В 1944 г. через район проходила трасса перегона скота в освобожденные районы страны.

Огромная нагрузка легла на железнодорожный узел станции Ряжск как один из стратегически важных на южном направлении. Уже с 22 июня 1941 г., со дня объявления начала войны, вся жизнь и рабочий режим перестраивались на военный лад. На всех предприятиях железно­дорожного узла прошли многочисленные со­брания. Многие мужчины добровольно уходили на фронт. Их места занимали женщины и под­ростки. Лозунг «Все для фронта, все для побе­ды над врагом» был на каждом рабочем месте. Так, комсомолка Таня Мухина стала токарем в вагоноремонтном пункте и очень скоро до­билась не только выполнения, но и перевыпол­нения норм. За отличную работу Мухина была награждена значком «Почетный железнодорож­ник» и Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ.

Более 15 тысяч ряжцев ушли на фронты Ве­ликой Отечественной войны, где проявили мужество и героизм. 6200 человек не вернулись с поля боя, их имена занесены в Книгу Памя­ти. Среди уроженцев и жителей Ряжского края 32 Героя Советского Союза и 7 полных кава­леров ордена Славы, тысячи награжденных орденами и медалями, в том числе медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

9 мая 1945 г. пришла долгожданная по­беда. Начинается восстановление народного хозяйства. 22 июня 1945 г., ровно через 4 года со дня нападения фашистской Германии на Советский Союз, был принят закон «О демо­билизации старших возрастов личного состава действующей армии». Свыше трех миллионов воинов возвращались к мирному труду. Стали возвращаться участники Великой Отечествен­ной войны и в Ряжский район, чтобы восста­навливать народное хозяйство.

К началу 1946 г. в район прибыли 1714 демо­билизованных. Для их встречи была создана спецкомиссия. Все общественные здания были украшены плакатами и лозунгами, оборудованы помещения на станции Ряжск-1, в железнодо­рожном клубе, районном Доме культуры. Всюду царило праздничное настроение. Уже в первые месяцы были устроены на работу 1423 чел.: в промышленность — 41 чел., на предприятия — 61 чел., в учреждения — 101 чел., в колхозы и совхозы — более 1200 чел. В 1946 г. в район при­были 2728 демобилизованных. Им была оказа­на помощь: отремонтировано 124 квартиры, 5 домов, выдано 85 голов крупного рогатого скота, 1280 кубометров стройматериалов, 1269 кубометров дров. 44 семьи получили по­мощь продуктами питания.

В послевоенные годы неоднократно проходила административно-территориальная реорга­низация района. Так, в 1956 г. был ликвиди­рован Желтухинский район, а его территория вошла в состав Ряжского района. В 1963 г. был сформирован Ряжский сельский район, в состав которого была включена территория Новодеревенского района. В 1965 г., после очередной реорганизации, территория Ново­деревенского района была выделена из состава Ряжского района. В настоящее время Ряжский муниципальный район включает Ряжское го­родское поселение и 5 сельских поселений.

Война нанесла большой ущерб экономике района. Колхозы, совхозы, МТС, промышлен­ные предприятия лишились тысяч работни­ков. Ослабла материально-техническая база хозяйств, значительно снизилась урожайность сельхозкультур. Население Ряжского района, как и вся страна, мужественно преодолевало последствия войны.

Основу сельского хозяйства района, как и до войны, составляло выращивание зерновых культур. До середины 1960-х гг. постоянно уве­личивались площади, занятые под посевами зерновых культур. Если в 1956 г. ими засевали 38,6 тысячи гектаров, то в 1964-м зерновыми была засеяна 41 тысяча гектаров. Увеличилась и урожайность зерновых культур. В районе возделывали рожь, овес, просо, гречиху, лен, картофель, коноплю, табак, сахарную свеклу.

Определенные успехи были достигнуты в жи­вотноводстве, возросла и техническая воору­женность хозяйств. Одним из лучших хозяйств района стал совхоз «Ряжский». Здесь сбор зерновых с гектара составлял ежегодно 18­23 центнера с гектара. С 1945 по 1969 г. это хозяйство возглавлял Федор Васильевич Клей­менов (1906-1976 гг.) За большие успехи в развитии животноводства, увеличение производства и заготовок мяса, молока, яиц, шерсти и другой продукции Федор Васильевич был дважды награжден орденом Ленина.

Во славу земли Ряжской, для ее развития и процветания работали многие жители района, в том числе представители трудовых династий. Широко известна в районе династия Гуськовых. Михаил Иванович Гуськов, основатель дина­стии, в годы Великой Отечественной войны воз­главлял тракторную бригаду, его стаж работы механизатором составлял 28 лет. Его сыновья, Владимир и Александр, также работали механи­заторами, за трудовые успехи были награждены орденами Советского Союза. Три сына Вла­димира Михайловича продолжили семейную династию. Виктор Владимирович Гуськов на­чал трудовую деятельность в совхозе «Ряжский» в 14 лет, в 18 лет стал звеньевым механизи­рованного звена по выращиванию зерновых, в 1984 г. — бригадиром тракторной бригады. Делегат XVII и XVIII съездов ВЛКСМ, лауреат премии Ленинского комсомола в области произ­водства (1978). За трудовые успехи был награж­ден орденами Ленина, «Знак Почета», Трудовой Славы II и III степени.

За большой вклад в развитие сельского хозяй­ства в послевоенный период участнику Великой Отечественной войны Виктору Петровичу Жу­кову было присвоено звание Героя Социалис­тического Труда. Он награжден орденами Лени­на, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», Отечественной войны II степени, медалями. Виктор Петрович с 1949 г. работал председате­лем колхоза имени Энгельса (с. Нагайское), за­тем возглавлял колхоз имени Кирова (поселок им. Кирова), более 12 лет был председателем колхоза «Путь Ленина» (с. Петрово).

В послевоенные годы инициатором и актив­ным участником восстановления и дальнейшего развития хозяйства района была молодежь. Так, в 1945 г. в районе работали 26 комсомольских звеньев высокого урожая. В 1950 г. по примеру пронских комсомольцев молодежь Ряжского района включилась в социалистическое со­ревнование за выполнение планов по закладке лесопосадок. Особое внимание комсомольская организация района уделяла развитию колхоз­ного животноводства. В 1954 г. комсомольцы и пионеры Журавинской неполной средней школы выступили с инициативой заготовить для колхоза имени Карла Маркса 75 тонн ве­точного корма. С обязательствами школьники справились успешно, заготовив 52540 веников. В первой половине 1970-х гг. более 1200 уча­щихся, объединенных в 17 ученических произ­водственных бригад, приняли участие в объяв­ленной ЦК ВЛКСМ летней трудовой четверти под девизом «Мой труд вливается в труд моей республики». Они выполнили работы на сумму более 17 тыс. рублей. Более 800 членов ВЛКСМ участвовали в движении за коммунистическое отношение к труду, 460 являлись ударниками коммунистического труда. За успехи в произ­водстве в 1977 г. 8 комсомольцев района бы­ли награждены орденами и медалями СССР. В начале 1980-х гг. комсомольские организации района шефствовали над выпуском 10 изделий, удостоенных Государственного «Знака каче­ства», 100 молодых рабочих работали с личным клеймом качества и паспортом «Комсомольская гарантия качества». В 1991 г. Ряжская район­ная комсомольская организация прекратила свою деятельность.

Конец XX — начало XXI в. стали сложным испытанием для сельского хозяйства всей страны, в том числе и Ряжского района. Так, с 1980 по 2006 г. поголовье крупного рогатого скота в коллективных хозяйствах района со­кратилось с 28 тыс. до 10 тыс. голов, поголовье свиней — в 4 раза, поголовье овец — в 10 раз. Валовое производство молока за этот же период сократилось в 1,8 раза, производство мяса — в 4 раза.

Послевоенный период характеризовался развитием промышленности Ряжского района. В городе работали кирпичный завод, трико­тажная фабрика, печатная фабрика «Гознак» и др. В 70-е гг. в Ряжске был расположен целый комплекс предприятий по переработке сельско­хозяйственной продукции: мясокомбинат мощ­ностью 100 тонн мяса и 15 тонн колбасных изде­лий в смену, консервный завод, крупный хлеб­ный элеватор, молочный комбинат, хладоком­бинат, горпищекомбинат, птицефабрика и др. Текстильная промышленность была пред­ставлена фабрикой художественного ткачества.

В настоящее время в отраслевой структуре про­мышленности Ряжского района преобладает ма­шиностроение и металлообработка, выделяется полиграфическая и пищевая промышленность. Основу промышленного потенциала района составляют 8 крупных предприятий, которые выпускают молочную продукцию, овощные кон­сервы, кондитерские и хлебобулочные изделия, машины для коммунального хозяйства и др.

С 1930 по 2001 г. работал Ряжский консервный завод, который специализировался на выпуске консервированной овощной продукции более 60 видов. В 2001 г. на его базе создано ООО «Ряжский погребок». В 2005 г. там было полно­стью модернизировано и усовершенствовано имеющееся производство. На конец 2010 г. в структуре стоимости промышленности райо­на пищевая промышленность составляла 22%.

В 1929 г. в городе Ряжске для ремонта сель­скохозяйственной техники была организована машинно-тракторная мастерская. В 1947 г. на ее базе была организована межрайонная ма­стерская капитального ремонта, восстанавлива­ющая двигатели тракторов и автомобилей. С 1962 г. предприятие стало называться Ряж- ским авторемонтным заводом, который за­нимался капитальным ремонтом автомашин ЗИЛ-130, ЗИЛ-150, ММЗ-555, автомобильных двигателей и выпускал котлы для запаривания кормов. К 1971 г. на заводе были введены авто­ремонтный корпус и заводоуправление.

С 1993 г. завод приступил к выпуску комму­нальной техники. Первые мусоровозы с зад­ней загрузкой МКГ и МКЗ, разработанные Московским МВП «ЭКОМТЕХ», положили на­чало созданию в Ряжске современного произ­водства коммунальной техники. Предприятие выпускает более 40 наименований продукции. В результате приватизации предприятия кол­лективом завода оно стало именоваться ОАО «Ряжский авторемонтный завод». Выпускаемые машины сегодня одни из лучших в России, и ни один из заводов, выпускающих аналогичную продукцию, не имеет такой широкой номен­клатуры. За эти годы отвоеван у конкурентов значительный сегмент рынка сбыта. Доля про­дукции ОАО «Ряжский авторемонтный завод» на российском рынке коммунальной техники и дорожных машин составляет 8%, а в общем объеме промышленной продукции Ряжского района — 58%.

Легкая промышленность в Ряжском районе представлена ЗАО «Производственная компа­ния Росспейс», которая занимается пошивом спецодежды. На долю легкой промышленности приходится 2,5% стоимости промышленной продукции Ряжского района.

В настоящее время кроме уже упомянутых в районе успешно работают следующие пред­приятия: ОАО «Печатная фабрика», ОАО «Ряж- ское АТП», Ряжское ДРСУ, СПК «Ряжский агроцентр», ОАО «Ряжская МТС», ООО «Свет», Элеватор, ОАО «Ряжский хлеб» и др.

Действует в Ряжске программа по переселению из аварийного и ветхого жилья. Новые улицы современных жилых домов для сельских жи­телей появились в поселке Свет, селах Шере­метьево, Чирково.

На протяжении 70-х и в первой половине 80-х гг. прошлого века быстро развивалась ин­фраструктура Ряжского района, что позитивно влияло на его экономическое и социальное раз­витие. В 1963 г. электрифицировали станцию Ряжск, в 1984-м внедрили новую электриче­скую централизацию стрелок и сигналов.

В послевоенные годы динамично развивалось народное образование и культура. В 1966 г. в районе действовало 43 школы с 440 учите­лями и 8,9 тыс. учащимися.

В настоящее время в городе действуют Ряжский дорожный техникум имени А.М. Серебря­кова (основан в 1941 г., первый выпуск состоялся в 1946 г.), Ряжский технологический техникум, 4 средних школы, детские музыкальная и худо­жественная школы, детские сады, детский реа­билитационный центр, дом детства и творчества «Алые паруса».

В первые послевоенные годы серьезные за­дачи стояли перед работниками здравоохра­нения. Сказывалась нехватка оборудования, койко-мест в больнице, кадрового медперсо­нала. В 1946 г. в районе работали 16 врачей, 50 работников среднего медицинского персо­нала, коечная сеть составляла 165 коек, в по­ликлинике работало 16 кабинетов. В 1971 г. сеть медицинских учреждений района вклю­чала районную больницу на 220 коек, санэпид­станцию, 31 медицинский пункт, железнодо­рожную поликлинику и больницу на 100 коек. В 1989 г. было открыто новое здание поли­клиники на 800 посещений в смену, в 1994 и 1998 гг. открылось два новых лечебных корпуса центральной районной больницы с новей­шим оборудованием на 120 коек каждый, что значительно улучшило районную лечеб­ную базу по оказанию медицинской помощи жителям.

Сферу культуры района представляют Ряжский краеведческий музей, районный Дом куль­туры, центральная библиотека. Ряжский кра­еведческий музей с 1997 г. является муници­пальным, а с 2001-го размещается в бывшем доме купца Петрова. Фонды музея насчитывают более 12,5 тыс. единиц хранения. При музее работает Общество исследователей истории Ряжского края имени В.И. Гаретовского. Са­модеятельный хор с. Журавинка, образован­ный в 1932 г. И.И. Косилкиной, в 1946-м стал основой для создания профессионального творческого коллектива — Рязанского русского народного хора. В июле 2015 г. в Ряжске открыл­ся и начал работу физкультурно-оздоровитель­ный комплекс «Флагман».

Ряжская земля гордится своими Героями Со­циалистического Труда. Среди них люди, про­явившие себя в различных отраслях: В.И. Струч­ков и В.Д. Тимаков — в медицине, В.П. Жуков — в сельском хозяйстве, В.В. Клюев — мастер скоростных плавок, Н.А. Лунин — новатор же­лезнодорожного транспорта, И.Д. Филимонов — первопроходчик Московского метро.

Ряжцы гордятся своими знаменитыми зем­ляками, среди которых доктора технических наук — В.С. Лощинин, В.Т. Сладкоштеев,

А.В. Новиков, С.В. Горин, заслуженные врачи РСФСР — С.Е. Ярустовский, В.А. Рубайлова, заслуженный врач РФ В.П. Чадин, художни­ки — В.Г. Ермакова, Н.Г. Козлов, И.А. Мухин, композитор Е.Н. Тиличеева, поэт, заслуженный работник культуры РФ В.А. Силкин, заслужен­ные артисты РФ — Б.К. Новиков, Ю.Д. Дуб­ровин, Б.Е. Лебедев, доцент Московской консер­ватории, солист Всесоюзного радио А.И. Ока- емов, заслуженные учителя РСФСР А.Д. Ма­линина, М.И. Мухина, С.И. Шпикалова и др.

За особые заслуги перед Ряжском было при­своено 31 звание «Почетный гражданин города Ряжска». В 2014 г. В.А. Силкину присвоено зва­ние «Почетный гражданин Рязанской области».

В год 70-летия Победы в Великой Отечествен­ной войне ряжцы вспомнили поименно всех земляков, не вернувшихся с полей сражений, и тех, кто вернулся на Родину победителем. Была проведена Всероссийская акция «Парад побе­дителей», ее участники пронесли по улицам го­рода в торжественном марше портреты родных, близких, героев Великой Отечественной войны. На многочисленных мероприятиях, которые прошли в Ряжском районе, с благодарностью вспоминали участников войны и тружеников тыла. Имена ряжцев — Героев Советского Со­юза и полных кавалеров ордена Славы — в год 70-летия Победы в Великой Отечественной вой­не увековечены на мемориальном комплексе «Аллея Героев».

Мы гордимся своими земляками, мы помним их подвиги, помним события Великой Отече­ственной войны, неподвластные времени.

Память — связующее звено между прошлым и будущим — будет храниться и передаваться из поколения в поколение, чтобы пережить века. И наша забота — бережно относиться к сохране­нию всего, что связано с жизнью и подвигами героев, не щадивших себя ради процветания своей Родины.


Война все дальше, и с годами

Ее не станут вспоминать,

Но тем, кто вслед идет за нами,

Им важно помнить, важно знать,

Какой ценой далась победа — От обретений до потерь, Какими были наши деды И их прапрадеды теперь.

Я все боюсь, придут мальчишки И будут ставить нам в вину,

Что не создали лучшей книжки, Последней книжки про войну.

В.   Силкин


Литература и источники:

  1. Города и районы Рязанской области. Историко­краеведческие очерки / Сост. С.Д. Цуканова. — Ря­зань, 1990. — С. 311-330.
  2. Батуркин П.А., Николенко Л.П. Герои земли Ря­занской. — Рязань, 1996.
  3. Горбунов Б.В., Димперан Л.В., Трибунский П.А., Бер- касова Л.П., Трибунская Э.В. История родного края. Ряжская земля: Учебное пособие по краеведению для учащихся старших классов средней школы. — Рязань, 1997 г.
  4. Димперан Л.В. Состояние города Ряжска и город­ского хозяйства в предвоенные годы и годы Великой Отечественной войны // Материалы Вторых крае­ведческих чтений памяти В.И. Гаретовского. — Ря­зань, 2006.
  5. Ряжская энциклопедия / Под ред. Б.В. Горбуно­ва. — 2-е изд., испр., перераб. и доп. — Рязань: Изд- во Ряз. область тип., 2007.
  6. Ряжский буклет. — М.: Панинтер. — 20 с.
  7. Царькова А. Светлой памяти солдата // Авангард. — Ряжск, 1991 г.
  8. Жуков В. Расти и крепнуть // Колхозник. — Ряжск, 1959 г.
  9. Гольников П. Первая коммуна // Авангард. — Ряжск, 1983 г.
  10. Коготков П. Первая сельскохозяйственная ком­муна // Авангард. — Ряжск, 1988 г.
  11. Царькова А. Вклад ученого // Авангард. — Ряжск, 1977 г.

 

 

А.А. АНДРЕЕВ
кандидат педагогических наук, доцент,
полковник в отставке

ИСТОРИЯ ВОЕННОГО КОМИССАРИАТА
РЯЖСКОГО РАЙОНА

Военный комиссариат Ряжского района начинает свою историю с 20 июля 1938 г., когда согласно приказу Командующего Войсками Московского военного окру­га Маршала Советского Союза С.М. Буденного вошел в состав Рязанского областного военного комиссариата в связи с образованием Рязанской области.

В годы, предшествовавшие Великой Отечественной войне, военкомат проводил большую работу по переучету военноо­бязанных в соответствии с принятым в 1939 г. новым Законом «О всеобщей воинской обязанности», осуществлял бронирова­ние работников за народным хозяйством по планам Генераль­ного штаба Вооруженных сил, обеспечивал очередные призывы в армию и на флот.

22 июня 1941 г. грянула самая длительная и кровопролитная война в истории — война против германского фашизма и его союзников. Великая Отечественная война выдвинула перед военным комиссариатом района небывалые по сложности и масштабам задачи. Величайшим испытанием их дееспособ­ности стало проведение мобилизации граждан, транспортных и других ресурсов страны.

Военные комиссариаты были подняты по тревоге в 5 часов утра того же дня и ожидали распоряжения на проведение мо­билизации. Распоряжение было получено только 29 июня по­сле того, как стали ясны масштабы агрессии. Но уже 22 июня повсеместно в населенных пунктах района, на предприятиях и в учреждениях люди стали собираться на митинги, где выра­жали свою готовность встать в ряды защитников Отечества.

Военно-учетные столы приступили к круглосуточному рабо­чему режиму. Велась организаторская и политическая работа по мобилизации трудящихся и материальных ресурсов для помощи фронту. Во всех населенных пунктах района 29 июня 1941 г. были объявлены приказы во­енных комиссаров о мобилизации военнообя­занных граждан 1905-1918 гг. рождения. 10 ав­густа 1941 г. была объявлена вторая общегосу­дарственная мобилизация военнообязанных 15 возрастов (1904-1919 гг. рождения).

Уже 25 июня 1941 г. в Ряжском районе было введено военное положение. В конце ноября гитлеровские части вплотную подошли к Ряж- ску. Город и его пригороды приказом по гарни­зону перешли на осадное положение.

Был создан отряд народного ополчения чис­ленностью 3 тыс. человек. Истребительный батальон из состава ополченцев, вооруженный винтовками и бутылками с зажигательной смесью, занял оборону у Шуваловского лесни­чества и на дороге Ряжск-Скопин.

Фашистская авиация бомбила Ряжский вок­зал, ст. Шереметьево, железнодорожный пост у с. Поплевино.

В это время в Ряжск прибыл эшелон с третьим батальоном 84-й бригады морской пехоты. По приказу находящегося в Ряжске генерала

С.Н. Руденко, впоследствии Героя Советского Союза, маршала авиации, батальон направил­ся под г. Скопин и в тот же день выбил гитле­ровцев из города.

В октябре 1941 г. наряду с мобилизацией во­еннообязанных военный комиссариат района осуществлял работу по проведению очеред­ного призыва граждан 1922-1923 гг. рождения в Красную Армию. Сотрудниками военкомата совместно с партийными, советскими и ком­сомольскими органами проводилась работа по поддержанию высокого морального духа среди мобилизованных. Была развернута работа по изъятию из народного хозяйства и поставке для армии техники, гужевого транспорта и лошадей. Систематически проводились пере­регистрации военнообязанных запаса.

Призыв в армию военнообязанных запаса и необходимость формирования новых частей и соединений, в том числе и народного опол­чения, потребовали организации всеобщей военной подготовки населения. Эта работа возлагалась на военный комиссариат. В штат комиссариата были введены инструкторы по Всевобучу. Обучение населения района во­енному делу было по 110-часовой программе. Причем обучение было организовано так, чтобы занятия не нарушали оборонного ритма работы предприятий и учреждений. Главное внимание при этом обращалось на обучение снайперов, пулеметчиков, минометчиков, мотоциклистов, шоферов, радистов, минеров и других нужных фронту специалистов.

Важнейшими задачами в деятельности воен­комата в годы Великой Отечественной войны наряду с отправкой людских ресурсов в войска и на строительство оборонительных соору­жений было пенсионное обеспечение семей военнослужащих, оказание им различной ма­териальной помощи, трудоустройство инвали­дов войны и раненых.

Личный состав военкомата удовлетворял за­явки воинских частей и учреждений, проводил широкую агитационно-массовую и патриоти­ческую работу среди населения района, чутко относился к нуждам и запросам граждан, ор­ганизовывал сбор и отправку на фронт сотен тысяч подарков от населения района.

Руководствуясь боевым лозунгом «Все для фронта! Все для победы!», сотрудники военно­го комиссариата района активно участвовали во всенародном движении помощи фронту, помогали инвалидам войны и семьям фронто­виков, собирали средства в фонд победы.

Уроженцы Ряжского района проявили само­отверженность и героизм на фронтах Великой Отечественной войны. За активное участие в борьбе с немецко-фашистскими захватчи­ками несколько тысяч жителей Ряжска и района были награждены орденами и медалями. В этой славной шеренге есть Герои Советского Союза и полные кавалеры ордена Славы.

После завершения Великой Отечественной войны происходит крупное поэтапное сокра­щение Вооруженных сил — шесть очередей демобилизации воинов в 1945-1948 гг.

Сотрудники военного комиссариата района с первых послевоенных дней проводили рабо­ту по постановке на учет демобилизованных военнослужащих, устройству их на работу. При необходимости направляли на лечение в медицинские учреждения, популяризирова­ли их подвиги на фронтах войны, совместно с партийными и советскими органами ока­зывали помощь семьям фронтовиков, вдовам, сиротам.

Большой объем работы был выполнен по трудоустройству демобилизованных воинов.

В первом полугодии 1947 г. в район (на 1 ию­ля) прибыли 3143 демобилизованных. Все они были взяты на учет райвоенкоматом наравне с прибывшими в 1945-1947 гг. Усилиями комиссариата трудоустроено в промышлен­ность 220 человек, в различные учреждения — 448 человек, в сельское хозяйство — 1949 че­ловек.

Заслуживает внимания и одобрения подход партийных, советских и военных руководите­лей района, которые в труднейшие для страны годы восстановления разрушенного войной народного хозяйства находили возможность организовывать качественную подготовку мо­лодежи к призыву в армию.

Необходимо отметить, что военный комис­сариат вместе с Вооруженными силами СССР и России неоднократно подвергался реформи­рованию.

Так, в соответствии с Директивой Главноко­мандующего Сухопутными войсками от 11 мар­та 1963 г. № 3ОШ/4284447 и штаба Московского военного округа от 16 марта 1963 г. № 5/1/492 был расформирован Новодеревенский РВК и передан на обслуживание Ряжского рай­военкомата. Ему же были переданы архивные документы расформированного военного ко­миссариата.

Согласно этой же Директиве 5 апреля был расформирован Ухоловский РВК и передан на обслуживание Ряжского районного военного комиссариата.

С апреля 1963 г. Ряжский военный комисса­риат стал именоваться Ряжским объединенным военным комиссариатом.

В связи с проводимыми организационно­штатными мероприятиями в Вооруженных силах СССР по Директиве Генерального штаба ВС СССР от 14 мая 1964 г. был вновь сформи­рован Ухоловский объединенный райвоенко­мат, и его архивные дела были изъяты из Ряж- ского РВК.

В январе — феврале 1969 г. был вновь сфор­мирован Новодеревенский РВК, выделившись из Ряжского объединенного райвоенкомата.

Согласно этой же Директиве Ряжский объ­единенный военный комиссариат стал имено­ваться Ряжским военным комиссариатом.

Военным комиссариатом района в разные годы руководили опытные офицеры, имеющие большой жизненный и служебный опыт. Благо­даря их добросовестному труду в органах мест­ного военного управления военный комисса­риат успешно справлялся с возложенными на него задачами по проведению мобилизации и призыву граждан на военную службу, учетно­призывной работе, подготовке молодежи к во­енной службе в армии и на флоте.

В настоящее время в результате оптимиза­ции структуры органов местного военного уп­равления и численности военнослужащих военный комиссариат района реорганизован в отдел военного комиссариата Рязанской об­ласти по Ряжскому району. Его возглавляет сотрудник, имеющий большой опыт службы в органах местного военного управления, — Артемов Олег Петрович. Он уверенно продол­жает эстафету славных дел старших поколений военных комиссаров.

Район постоянно с высоким качеством выпол­няет планы призыва граждан на военную служ­бу и сборов военнослужащих, находящихся в запасе, программы подготовки призывников по военно-учетным специальностям и другим составляющим готовности к военной службе. Здесь хорошо поставлена работа по военно-па­триотическому воспитанию молодежи.

Отдел работает эффективно потому, что у него

 

налажено тесное взаимодействие с органами местного самоуправления, руководителями предприятий всех форм собственности, образовательных учреждений различных уровней, органов здравоохранения, культуры, спортив­ными обществами и организациями.

Начальник отдела военного комиссариата области по Ряжскому району и его сотрудники стремятся идти в ногу со временем. Их жизнь и деятельность течет в русле процессов, проис­ходящих в мире, государстве и Вооруженных силах Российской Федерации.

Источники:

  1. http://www.rznodb.ru/liter_map/6/14.htm.
  2. Историческая справка военного комиссариата Ря­занской области. С. 13-18.
  3. ГАРО Ф П-3. Оп. 3. Д. 501. Л. 19.

В.Н. ВЕДЕШКИН
полковник запаса, ветеран военной службы

ДЕЙСТВИЯ ВОЙСК ПВО НА РЯЖСКОЙ ЗЕМЛЕ

В связи с важностью Ряжского железнодорожного узла, имевшего два локомотивных депо, для его противовоздушной обороны был назначен 283-й отдельный зенитно-артилле­рийский дивизион среднего калибра.дним из объектов, имеющих важное стратегическое значение в годы войны, был Ряжский железнодорож­ный узел (ст. Ряжск-1, Ряжск-2). Узел входил в состав Мичуринского отделения Ленинской железной дороги (1936-1943 гг.) и Мичуринского отделения Московско- Рязанской железной дороги (1943-1959 гг.). Его главный путь на юго-восточном направлении был связан с крупнейшей же­лезнодорожной станцией Кочетовка.

В октябре-ноябре 1941 г. дивизион (ОЗАД) прошел форми­рование на территории Московского военного округа, полу­чил личный состав, вооружение и необходимые материальные ресурсы. 15 октября 1941 г. в ходе боев на подступах к Москве дивизион был включен в состав действующей армии.

На южном направлении от Москвы разворачивались тяжелые бои за Тулу, где прорыв совершила 2-я танковая армия генерала Гудериана. ОЗАД был включен в состав Тульского дивизион­ного района ПВО и дислоцирован в Ряжске. Его главная задача состояла в том, чтобы не допустить ударов с воздуха по Ряжско- му железнодорожному узлу и вывода из строя железнодорожных мостов, коммуникаций, а также парализации работы всего узла. Дивизион был сформирован как отдельная воинская часть в составе штаба, взводов связи, разведки, служб обеспечения, 3 зенитных батарей 85 мм пушек (образца 1939 г.), четырех орудий в каждой батарее и роты зенитных крупнокалиберных пулеметов ДШК — 12,7 мм (образца 1938 г.). Зенитные батареи располагались на расстоянии 3—4 км друг от друга по периметру с расчетом ведения огня по противнику с любого направления его про­рыва. Рота зенитных пулеметов размещалась на крышах станционных зданий и вела огонь по немецким самолетам до высоты 3000 м.

Связь с батареями была проводная. Личный состав дивизиона жил в землянках, вблизи по­зиций батарей. В дивизионе служили и ряжцы: заместителем командира дивизиона по полити­ческой части был капитан Копытов Константин Иванович, а командиром зенитно-пулемет­ной роты — старший лейтенант Керницкий Иван Митрофанович. Воздушные налеты на железнодорожный узел были регулярными, и дивизион всеми силами и средствами вел как прицельный, так и заградительный огонь по самолетам врага.

В ходе ведения Московской оборонительной операции и подготовки к наступлению, на­чавшемуся 6 декабря 1941 г., для прикрытия выгрузки 61-й армии (командующий — генерал М.М. Попов) из состава 6-го истребительного корпуса ПВО была сформирована авиационная группа под командованием подполковника П.М. Стефановского (впоследствии генерал- майор авиации, Герой Советского Союза, заслу­женный летчик-испытатель) в составе 3 истре­бительных авиаполков ПВО. Один из пол­ков, 171-й истребительный Тульский авиаци­онный полк ПВО (командир полка подполков­ник С.И. Орляхин) — базировался на Ряжском аэродроме. После активной боевой работы по прикрытию г. Тулы полк стал выполнять задачи ПВО по прикрытию Ряжского желез­нодорожного узла и выгрузке 61-й армии. На вооружении полка находились истребители МиГ-3, которыми в первую очередь оснащались части ПВО. Один из дней дислокации полка на Ряжском аэродроме выглядел следующим об­разом: «26 ноября 1941 г., вскоре после полудня, по приказу командования часть готовилась оставить Ряжский аэродром и перебазировать­ся в Каширу. В это время к летному полю при­близился МЕ-110 и бросил бомбы замедленного действия, от которых впоследствии пострадал технический состав. И почти одновременно поступило распоряжение заместителя коман­дира Як-6 П.М. Стефановского немедленно поднять истребители полка в воздух и пере­хватить неприятельский разведчик. Комполка подполковник С.И. Орляхин, не мешкая, сам вылетел на МиГ-3».

В конце 1941 г. в стране сложилась сложная обстановка: массированным бомбардировкам подвергались промышленные районы страны и крупные города Ярославль, Горький, Сара­тов, Воронеж. В этой ситуации 9 ноября 1941 г. Государственный Комитет обороны СССР принимает подписанное И.В. Сталиным по­становление № 874 сс «Об усилении и укрепле­нии противовоздушной обороны территории Советского Союза». Этим постановлением ГКО проводится реорганизация всей системы ПВО и ее усиление. Создаются новые районы ПВО, формируются соединения и части. Был образован Ряжско-Тамбовский дивизионный район ПВО, который должен был осуществлять задачи по прикрытию Центрального промыш­ленного района, стратегических объектов и железнодорожных узлов, в частности станций Мичуринского отделения Ленинской железной дороги, куда входил и железнодорожный узел Ряжск. Командующим Ряжско-Тамбовским районом ПВО был назначен генерал-майор артиллерии М.М. Процветкин (бывший ко­мандир 2-го корпуса ПВО под Ленинградом).

В частях ПВО в первые месяцы 1942 г. об­разовался большой недокомплект во всех под­разделениях. 20 марта 1942 г. командующий Московской зоной ПВО генерал М.П. Громадин направил докладную записку в Наркомат обо­роны СССР, в которой предлагал: «Комплек­тование частей ПВО провести женщинами в возрасте 18—27 лет на добровольной основе. Призываемые женщины должны быть до 40% со средним образованием. Набор женщин-ком­сомолок возложить на ЦК ВЛКСМ».

283-й отдельный зенитно-артиллерийский ди­визион, дислоцированный в Ряжске, также ис­пытывал нехватку личного состава. Ряжский райком комсомола и военкомат занялись при­зывом девушек-комсомолок, проживающих на территории района. Одними из первых бойцами ПВО стали жительницы г. Сапожка Ведешкина (Ковылина) Анастасия Егоровна (в военном билете указана дата призыва Ряжским РВК — 1.04.1942 г.) и г. Ряжска Рыкалина Елена Алексе­евна. Обе были комсомолками. Рыкалина Е.А. родилась 12 июля 1919 г. в Ряжске (Ямская сло­бода), окончила педагогический институт. Ве- дешкина (Ковылина) А.Е. родилась 5.01.1920 г. в селе Еголдаево, окончила медицинский тех­никум. Ведешкина А.Е. была назначена сан­инструктором дивизиона, а Рыкалина Е.А. — писарем в штаб дивизиона. В течение 2 недель девушки прошли военную подготовку: каждый день учили устав, осваивали винтовку, изучали противогаз. Затем приняли присягу и стали бойцами войск ПВО. 283-й дивизион был дей­ствующей частью и находился постоянно в «го­товности № 1». Очень часто в сторону Москвы и Горького летали немецкие самолеты-развед­чики и бомбардировщики. Подвергался непре­рывным налетам и Ряжский железнодорож­ный узел. Немцы старались бомбить эшело­ны, не прикрытые ПВО или вне зоны ее до­сягаемости.

Особое значение защита Ряжского желез­нодорожного узла приобрела в ходе подготов­ки и осуществления Курской стратегиче­ской операции весной-летом 1943 г. Наряду с 283-м зенитным дивизионом, прикрывавшим Ряжский узел, был задействован и Ряжско- Тамбовский дивизионный район на участке железной дороги Ряжск-Мичуринск-Грязи- Лиски-Миллерово. Для этого использовались не только зенитные батареи, но и отдельные зенитные бронепоезда. Их можно было видеть и на станции Ряжск.

Во второй половине сентября 1943 г. 283-й отдельный зенитно-артиллерийский диви­зион снимается с позиций в Ряжске и вместе с другими частями ПВО перебрасывается для прикрытия железнодорожного узла Брянск. В этот период с 9 октября 1943 г. Ряжско-Тамбов- ский дивизионный район ПВО, выполнивший свои задачи, прекращает деятельность и пере­формировывается в Орловский дивизионный район ПВО с передачей в него частей и подраз­делений. 283-й зенитно-артиллерийский диви­зион с проходящими в нем службу жителями Ряжска входит в состав Курского корпусного района ПВО Западного, а с 29 марта 1944 г. — Северного фронта ПВО территории страны.

За добросовестное выполнение служебных обязанностей ряжцы неоднократно поощря­лись командованием.

После демобилизации ряжцы вернулись к мирному труду. Заместитель командира ди­визиона по политической части капитан Кон­стантин Иванович Копытов долгое время ра­ботал на руководящих должностях в Ряжском районе. Последнее место работы — директор Ряжского мясокомбината.

Командир зенитно-пулеметной роты стар­ший лейтенант Иван Митрофанович Кер- ницкий проживал в г. Ряжске, долгое время работал мастером производственного обучения в Ряжском ГПТУ.

Санинструктор дивизиона Ведешкина Ана­стасия Егоровна после увольнения в запас вернулась на работу медицинской сестрой в хирургическое отделение Ряжской районной больницы, где проработала более 40 лет.

Писарь штаба дивизиона Елена Алексеев­на Рыкалина работала учителем математики в Ряжской средней школе № 2, была классным руководителем.

Ветераны 283-го отдельного зенитно-артил­лерийского дивизиона 4-го корпуса ПВО За­падного фронта, начавшего свой боевой путь на Ряжской земле, ежегодно в день Победы встречались и вспоминали свою боевую службу.

 

Литература и источники:

  1. Медведь А.Н., Хазанов Д.Б., Маслов М.А. Истре­битель «МиГ-3». — М.: Изд-во ООО «Русавиа».
  2. Федоров А.Г. Авиация в битве под Москвой. — М.: Наука, 1975.
  3. Приказ НКО СССР № 0064 от 13.04.1943 г. «Об усилении противовоздушной обороны желез­нодорожных мостов и узлов и населенных пунк­тов», РГВА. Ф. 4. Оп. 11. Д. 74. Л. 137. Подлинник.
  4. История создания и становления радиотехниче­ских войск ПВО», http://rtvpvogsvg.buildru.
  5. От службы наблюдения за небосклоном до ро­да войск // Вестник авиации и космонавтики. — 2004. — № 3. — С. 108.
  6. Воспоминания ветеранов войск ПВО: И.М. Кер- ницкого, А.Е. Ведешкиной, Е.А. Рыкалиной, Н.Н. Чер­нышева, А.А. Левагина, П.С. Сарычева, В.К. Мел- дериса.
  7. Личный архив.

В.В. КОКОРЕВА методист музея железнодорожного транспорта станции Ряжск-1

РЯЖСКИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ УЗЕЛ В ГОДЫ ВОЙНЫ

Казалось, что война далеко от нашего города, но вся жизнь и рабочий ритм перестраивались на военный лад. На всех предприятиях железнодорожного узла прошли многолюдные собрания. Началась мобилизация.

Мужские профессии — машиниста паровоза и кочегара, кондуктора и составителя поездов, осмотрщиков и ремонт­ников вагонов, бригадира пути, дорожных мастеров — стали осваивать женщины и подростки.

С 16 лет брали на обучение рабочим должностям, связан­ным с движением поездов: стрелочников, сигналистов, по­мощников мастеров по ремонту вагонов, кочегаров паровозов, старших путевых рабочих. С 14 лет — не связанным с движени­ем поездов: в вагонное и паровозное депо, где обучали токар­ному и слесарному делу. Дети с 12 лет трудились уборщиками, поломойками, разнорабочими.

В паровозном депо была создана группа из девушек для обу­чения на 6-месячных курсах на станции Кочетовка для полу­чения профессий кочегара паровоза, помощника машиниста паровоза.

Машинист паровоза Надежда Михайловна Милованова вспо­минала, что осваивать профессию было некогда: то прятались от бомбежек, то восстанавливали разрушенные пути.

Война резко изменила характер работы железнодорожного транспорта: с четырехсменного графика перешли на трехсмен­ный режим. С 23 июня 1941 г. был введен воинский график движения поездов, выполнение которого стало главным делом.

Поскольку на станциях Ряжского узла скапливалось огромное

количество поездов, стали практиковать сдвоенные поезда. В направлении Моршанска на однопутном перегоне применя­лась живая блокировка: в километре друг от друга и в пределах видимости стояли сигнальщики, которые подавали сигнал следующему поезду, как только проходил предыду­щий. На узле образовалось два мощных потока: с Тульского и Московского направлений на восток — эвакуационный. С востока (т.е. со сто­роны Моршанска) — с воинскими грузами, на запад и юг — составы с порожними вагонами для обеспечения эвакуации.

На станциях Ряжск-1, Ряжск-2 находилось два элеватора с зерном.

В конце октября 1941 г. начальники станций В.К. Объедков и П.С. Татарников получили приказ Народного комиссариата путей со­общения об отгрузке по 500 вагонов с зерном в сутки — с узла на восток.

5 июля 1941 г. было утверждено «Положение об эвакуационном пункте», разработанное Советом по эвакуации и подписанное А.Н. Ко­сыгиным.

На Ряжском узле было четыре эвакопун­кта: на станциях Ряжск-1, Ряжск-2, Ряжск-3, Ряжск-4. Кипяток и медпункт были на каж­дом, а на станции Ряжск-4 круглосуточно работала столовая и душевые. Непросто было обслужить тысячи эвакуированных людей. Большую помощь оказывали добровольцы, комсомольцы узлового железнодорожного комитета. Особое внимание уделялось обслу­живанию поездов из блокадного Ленинграда. Для них готовили пайки, которые состояли из кусочка хлеба и одной картофелины, чаще все­го вместо хлеба выдавали 300 граммов муки.

Самое страшное было снимать с поездов тела умерших людей. Вагоны с умершими ленин­градцами отцеплялись от состава, подавались на грузовой двор, где их ожидали подводы. Женщины и подростки укладывали трупы и затем участвовали в их захоронении на кладби­щах ближайших сел. А составы с эвакуирован­ными следовали дальше.

Обстановка осложнилась после оккупации отдельных населенных пунктов Рязанской области.

9 сентября стали прибывать первые эшело­ны 283-го отдельного зенитно-артиллерийского дивизиона для защиты от налетов вражеской авиации на город Ряжск, в том числе и на же­лезнодорожный узел. Вокруг на крышах домов, на мосту путепровода, на скопинском мосту, на крышах вокзала и предприятий было уста­новлено около 80 зенитных крупнокалибер­ных пулеметов, 3 зенитно-артиллерийские батареи по 4 орудия.

Ветераны-железнодорожники вспоминают: как только объявляли воздушную тревогу, паровозы начинали подавать звуковые сигна­лы в течение 3 минут. Артиллерия открывала огонь по самолетам. Каждый железнодорож­ник рассматривал тогда свой пост как боевой. Работа на узле не прекращалась ни на минуту, несмотря на вражеские бомбардировки: дви­женцы готовили маршруты для вывода поездов на перегоны, вагонники-осмотрщики произ­водили мелкий ремонт вагонов, машинисты выводили поезда.

Ремонтно-восстановительный и восстано­вительный поезда всегда были готовы к от­правлению.

283-й дивизион ПВО был действующей ча­стью и находился в постоянной «готовности № 1». На Ряжск совершали налеты не только бомбардировщики, но и самолеты-разведчики в сторону Москвы и Горького. Но Ряжский узел был окружен плотным кольцом ПВО, поэтому железнодорожные пути, забитые эшелонами с боеприпасами, горючим, вооружением, са­нитарными поездами, были хорошо защище­ны от бомбардировок.

Однако на перегонах поезда были безза­щитны. Только в 1942 г. стали оборудоваться бронеплощадки для прикрытия поездов с воз­духа. Особенно часто бомбили железнодорож­ный мост у станции Подвислово и станцию Шереметьево, где по неприему на Ряжский узел всегда стояли поезда.

25 ноября 1941 г. при налете вражеской ави­ации на станции Шереметьево оказалось три поезда. Один стоял по неприему на станцию Ряжск-1, а два были проходящих по станции. Санитарный следовал на станцию Ряжск-2, на юг следовал поезд с оружием и боеприпасами.

Когда восстановительный поезд под коман­дованием начальника Николая Григорьевича Хохлова, впоследствии награжденного меда­лью «За отвагу», прибыл к месту трагедии, все вагоны и постройки были охвачены огнем.

Бригадир слесарей Василий Пронкин бро­сился в санитарный вагон спасать раненых. Рвались снаряды, немецкие самолеты снова и снова заходили на бомбардировку. Под об­стрелом Василий вынес 24 раненых, но сам по­гиб. Посмертно награжден орденом Красного Знамени.

25 ноября на 306-м км у станции Подвислово был атакован фашистскими самолетами воин­ский эшелон, следовавший для обороны Мо­сквы. Погибли более 40 военнослужащих.

На 306-м км и 330-м км на братских могилах стоят обелиски, где ныне ежегодно проходят митинги с возложением венков и цветов.

Отдавая дань памяти погибшим, вспоминаем имя Моти Маршаловой, юной медсестры, по­гибшей на посту в тот трагический день. Она ехала в эшелоне с ранеными, когда на вагоны обрушились бомбы. На помощь раненым бро­сились железнодорожники. Девушка выводи­ла бойцов из огня. В тот день она погибла, получив смертельное ранение.

Ряжский узел готовился к встрече врага. Директива Ставки ВГК от 25 ноября 1941 г., подписанная И. Сталиным и Б. Шапошнико­вым и адресованная командующему 61-й ре­зервной армией, приказывала не допустить вы­движения противника в направлении Ряжск- Раненбург.

26 ноября на Ряжский узел стали прибывать эшелоны 84 ОМСБ. Бывший начальник раз­ведки 84 ОМСБ полковник Михаил Ильич Богачук в своих воспоминаниях пишет:

«По прибытии первого эшелона бригады на ж/д станцию Ряжск командиру 84 ОМСБ полковнику Молеву Василию Андреевичу из ставки Верховного Командования был передан приказ выгрузиться и надежно прикрыть ж/д узел Ряжск. Не дав возможности прорвавшимся передовым частям 2-й танковой армии Гуде­риана перерезать стратегическую в то время ж/д магистраль, проходящую из Москвы на юг через Ряжск.

Командир бригады Молев совместно с ге­нералом С.И. Руденко, оценив обстановку, приняли решение немедленно нанести удар по фашистам прямо с марша».

Прибывшие моряки на путях станции полу­чали патроны, гранаты, пайки. Двигались на Скопин по двум направлениям — через д. Ше- лемишево и по железной дороге.

Поезд двигался вперед вагонами в полной тишине до входного сигнала станции Скопин. Моряки быстро и бесшумно выгружались и через 5 минут растворялись в темноте, а поезд возвращался на станцию Ряжск за подкреп­лением.

В результате активных и решительных дей­ствий, героизма моряков был предотвращен захват Ряжского железнодорожного узла, а

29 ноября был освобожден от захватчиков город Скопин.

Вскоре на этот участок фронта прибыли ча­сти 10-й резервной армии под командованием генерала Ф.И. Голикова и 61-й армии — гене­рала М.П. Попова.

Предотвращение захвата Ряжского узла обе­спечивало снабжение всем необходимым на­ходившихся под Москвой войск.

К 5 декабря 1941 г. враг был изгнан с террито­рии области, что помогло начать наступление под Москвой.

Железнодорожники продолжали трудиться с высоким подъемом. Лозунг «Все для фронта! Все для победы!» был на каждом рабочем месте. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 апреля 1943 г. «О введении военного по­ложения на всех железных дорогах» предусма­тривалось введение воинской дисциплины: устанавливалась ответственность работников железнодорожного транспорта наравне с во­еннослужащими Красной Армии. Для решения проблемы с кадрами Государственный Комитет обороны обязал военкоматы освободить от при­зыва в армию квалифицированных работников железнодорожного транспорта: машинистов паровозов, дорожных и вагонных мастеров, дежурных по станциям, диспетчеров и работ­ников других основных профессий. Им выдавалось удостоверение об отсрочке от призыва по мобилизации — «бронь».

В паровозном депо на станции Ряжск-1 об­служивали и ремонтировали паровозы четыре бригады — Золотаревой, Цымбуловой, Лушни­ковой, Игумновой. Всего было сформировано 6 паровозных бригад, в которых работали только женщины.

Особое внимание уделялось безопасности маневровой работы с военными грузами и бронепоездами. Несмотря на военное время, на железнодорожных предприятиях, в кол­лективах, сменах, бригадах мощным рычагом подъема производительности труда было со­циалистическое соревнование.

Итоги соревнования подводились ежеме­сячно и предавались широкой гласности. По­бедителям вручались переходящие вымпелы с денежной премией.

С нашим городом связано имя выдающегося советского железнодорожника, Героя Соци­алистического Труда, лауреата Государствен­ной премии СССР Николая Александровича Лунина.

С начала 1930-х гг. он работал на Томской железной дороге. В предвоенные годы стал инициатором и организатором движения на железнодорожном транспорте, получившего название — лунинское движение. Оно пред­полагало сокращение времени на ремонт локомотивов и увеличение пробега поездов без ремонта. Почин Н.А. Лунина получил ши­рокое распространение во всех отраслях же­лезнодорожного транспорта. Тысячи путей­цев, движенцев, связистов, вагонников не толь­ко бережно эксплуатировали доверенные им машины и оборудование, но и заботливо ухаживали за ними, своими силами и вовремя выполняли необходимый текущий ремонт, предупреждая тем самым преждевременный износ основных средств.

В ноябре 1941 г. бригада Н.А. Лунина со­вершила беспрецедентный рейс в Москву, над которой нависла угроза топливного голода.

Эшелон с углем длиной в километр из 100 ва­гонов весом 5000 тонн был сформирован в Новосибирске для замерзающей столицы. Топливо в Москву было доставлено в срок и без потерь.

Народный комиссариат путей сообщения в январе 1942 г. издал приказ о развитии лу- нинского движения. Вскоре по методу Лунина работало свыше 7800 паровозных бригад.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 г. за особые заслуги в обеспе­чении перевозок для фронта и народного хозяй­ства и выдающиеся достижения в восстанов­лении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени Лунину Николаю Александровичу присвоено звание Героя Со­циалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Победу в Великой Отечественной войне ко­вал весь советский народ, и железнодорожники по праву гордятся тем, что были в едином строю с защитниками Родины.

Ряжцы — участники Второй мировой войны в алфавитном порядке:

А
Б
В
Г
Д