ЧУДОТВОРНЫЕ РЯЖСКИЕ ИКОНЫ


ЧУДОТВОРНЫЕ РЯЖСКИЕ ИКОНЫ

Ряжская икона св. мученика Лукиллиана. В 1876 икона находилась в Ряж. Благовещенс-ком соборе. На ней был изображен объятый с трех сторон пламенем г. Ряжск, а над городом св. мученик Лукиллиан, взор к-рого обращен к небу, прав. рука простерта на город, лев. прижимает крест к груди. Надпись под иконой сообщала, что 3.6.1838 в Ряжске при засухе и сильном ветре начался пожар и жит., не справляясь с огнем, покидали город, когда произошло чудо: внезапно появилось облако и пролившийся дождь спас город от огня. По просьбе жит. Ряжска Св. Синод благословил ежегодно 3 июня совершать крестный ход в Ряжске в честь св. мученика Лукиллиана, в чей день произошло чудо. Там же сообщалось, что икона написана в Москве по заказу ряж. гор. головы Дмитрия Алексеевича Морозова и его брата Сергея в 1841. Когда в авг. 1859 в Ряжске вновь свирепствовали пожары, протоиерей Ряж. Благовещенского собора В.И. Гаретовский (1828-83) написал для горожан молитву к св. Лукиллиану. 4.7.1876 в Благо-вещенском соборе г. Ряжска был освящен придел св. мученика Лукиллиана. Судьба Ряж. иконы св. мученика Лукиллиана после рев-ции неизв.
• Лит.: Гаретовский В.И. Город Ряжск и его соборный Благовещенский храм // Прибавления к Рязанским епархиальным ведомостям за 1876-77; Гутовский А., Мазалов В. Благовещенская соборная церковь // Авангард. — Ряжск, 1993. — № 53.; Тихонов К.В. Возродить утраченную святыню // Ряжские вести. — 2001. № 11.; Добролюбов И.В. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии. — Рязань, 1996.-Т.4. — С. 294.
К.В. Тихонов
Святого Дмитрия, Митрополита Ростовского, икона. Одна из наиболее почитаемых ряж. икон. Хранилась в Благовещенском соборе за лев. клиросом в прав. Предтеченском приделе. Ист. и духовное значение иконы было изложено в донесении протоиерея В.И. Гаретовского архиепископу Смарагду 20.2.1863 за № 47: “Прихожанином соборной Благовещенской церкви майором Михаилом Николаевичем Колесницким пожертвована в соборный храм икона св. Дмитрия, Митрополита Ростовского, изображенного в мантии и клобуке, с благословляющею правою рукою и с посохом в левой руке. Икона сия живописная, величиной в 1 ¾ аршина, в серебряной чеканной ризе, весом в 2 фунта, в которой на вычеканенном клобуке утверждён из брильянтовых с рубинами камней крест. Она, по семейному преданию жертвователя, написана ещё при жизни святителя Божия. Дед жертвователя, Григорий Петрович Колесницкий, бывший наместником в Смоленске и отличавшийся благочестивым усердием к церкви Божией и её пастырям, особое питал уважение к святителю Ростовскому, в котором, вместе с другими ревнителями православия, видел угодника Божия и, с благословения святительского, списал себе лик святого Дмитрия, а когда святитель Ростовский, по представлении своем 28 октября 1709 года, в 1752 году был прославлен Господом по благодати. 21 сентября 1752 года мощи св. Дмитрия были обретены нетленными: тогда раб Божий Григорий, дед жертвователя, благоукрасил лик святителя, не пожалев ни серебра, ни драгоценных камней. Середина иконы, от благословляющей правой руки и от левой руки с посохом снизу, открыта – без ризы, а по краям в виде бордюра вершка с полтора шириной кругом вся икона обложена серебром. В верху иконы на ризе выбита крупными словами надпись: “Образ святого Дмитрия митрополита чудотворца”; а в низу иконы на серебряной бордюре мелкими словами – также подпись: “Преосвященный Дмитрий- митрополит Ростовский пострижен во иночески образ восминадесят лет возраста своего, а представился в лето от Рождества Христова 1709 году 28 октября”. В верху иконы с правой стороны помещено обычное изображение иконы Божией Матери Ватонедской. Стоимость сей иконы не определена. Ежегодно 21 сентября причт соборной церкви совершал всенощное бдение”. Судьба иконы после закрытия собора неизв.
• Лит.: Гутовский А., Мазалов В. Благовещенская соборная церковь // Авангард. – Ряжск, 1993. — №№ 36, 45, 53; Добролюбов И. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии.- Рязань, 1885. -Т.2.
О.Ю.Мокроусов
Дружинная Казанская икона Божьей Матери. Была устроена в Благовещенском Соборе за прав. клиросом в 1859. Складная, в серебряно-вызолоченной ризе, с таким же крестом наверху, пожертвованная супругами дворянами Ряж. у. Ряж. дружине гос. подвижного ополчения, отправлявшейся в 1855 для защиты Отечества. После окончания войны, в 1856, сия икона была принесена в соборный храм. После этого события икона стала предметом почитания. Житель с. Маклаково Скопин. у. в 1899 сообщил, что в соборе г.Ряжска находится чудотворная икона Божией Матери, именуемая Казанской. За последнее вр. к этой иконе наблюдается паломничество. Связано это было с чудесным избавлением от недуга одного из больных г. Скопина – сгорбленного парня лет 17-19. Он направился за исцелением своего недуга в Кронштадт к протоиерею отцу Иоанну, а тот направил его в г. Ряжск в Собор, говоря, “…что там на колокольне находится старинная икона Божией Матери”. Он посоветовал парню просить ряж. духовенство отыскать эту икону и отслужить пред нею молебен, что и было исполнено. После этого сгорбленный больной выпрямился и стал свободно ходить. При Соборе имелась Книга для записей знамений, явленных от иконы. К 1915 в кн. значилось 78 записей. 16.12.1899 св. Иоанн Кронштадский посетил г. Ряжск и молился у иконы. В наст. вр. судьба иконы неизв.
• Лит. и ист.: Гутовский А., Мазалов В. Благовещенская соборная церковь // Авангард. – Ряжск, 1993. — №№ 36, 45, 53; Добролюбов И. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии.- Рязань, 1885. -Т.2; Чижов А. Ряжская Казанская икона Божией Матери // Авангард. – Ряжск, 1992. — №101; Санкт-Петербургский Российский Этнографический музей. Ф.7 (Этнографическое бюро кн. Тенишева). Оп.1, Д.1467, Л.7; Некоторые малоизвестные древние православные храмы и церковные древности в Рязанской епархии // Труды Рязанской учёной архивной комиссии. – Рязань, 1894. – Т.IX. — Вып.1.
О.Ю.Мокроусов
Зимаровская Боголюбская икона Божьей Матери. Икона представляла собой копию древнего письма с Боголюбской иконы Божьей Матери и, по устному преданию, первоначально находилась на воротах г. Пронска. Во вр. ордынского нашествия была расколота и брошена в кусты, где чудесным образом срослась, причем одна половина её доски стала выше др. Во 2-й пол. XVIII в. она находилась у помещика с.Зимарово Лопухина, жившего в Москве, и хранилась у него в кладовой вместе с др. вещами. В 1771 она была взята на время у Лопухина одним заболевшим моровой язвой жит. Москвы, к-рому приснился сон, что эта икона чудотворная. Больной был исцелён. По завещанию Лопухина икона после его смерти (ок.1780) была отправлена на его родину, в с. Зимарово. В 1848 г. она прославилась тем, что избавила от холеры жит. г. Раненбурга, куда она была принесена 23 июня на молебен. В нач. XX в. эта икона ежегодно приносилась с крестным ходом в г. Рязань.
• Лит.: Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковнослужителей.- Ч.2.- М., 1913; Мазалов В. Боголюбская в Ряжске // Авангард. – Ряжск, 1994.- № 16.

О.Ю.Мокроусов