РЯЖСК, СТАНЦИЯ МЖД


РЯЖСК, СТАНЦИЯ МОСКОВСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

Открыта в 1866. В 1-е гг. функционирования Рязано-Козловской ж.д. грузы к ней подвозились с расстояния 150-200 в., их кол-во было так велико, что справиться с ним дорога не могла. В результате был устроен 2-й путь на этой линии, открывшийся 1.6.1870. В 1870 началось и движение на Скопин. Ряжск стал крупным ж.-д. узлом на пересечении Рязано-Уральской и Сызрано-Вяземской ж.д. 9.2.1902 при пос. при ст. Ряжск 1, Ряжск 2, Ряжск 3 образована вольная пожарная дружина. В 1911 со ст. Ряжск отправлено ок. 120 тыс. пассажиров и 1491 тыс. пуд. грузов. Прибыло грузов 1243 тыс. пуд. Преобладали в отправлении хлеб в зерне, мука ржаная, рогатый скот, лук репчатый, овощи, сено, табак, в прибытии — мука пшеничная, нефть, керосин, лесные материалы, соль, сахар, спирт, масло растительное, рыба. На ст. имелись церковь и 2 нач. уч-ща для детей ж.-д. служащих: муж. на 200 чел. и жен. на 90 чел. В 1913 на ст. Ряжск имелось оборотное депо с паровозным зданием на 9 стойл, газовый з-д, вырабатывавший газ из нефтяных остатков для освещения ст., и элеватор вместимостью 300 тыс. пуд. В 1875 закончено стр-во вокзала Ряжск I, внешний вид к-рого сохранился по сей день. Общая пл. пассажирского здания сост. 2932 кв. м. В 1929 стрелки ст. Ряжск 1 перевели на электрическое упр-ние. Впервые осуществляется реконструкция пути. На участке Рязань — Козлов начинают водить составы мощные паровозы серии ФД. Бол. роль в обеспечении обороны Москвы играл Ряж. ж.-д. узел. В кон. нояб. 1941 гитлеровские части были в 15 км от Ряжска. Фашистские самолеты бомбили Ряж. вокзал. 21 нояб. на ст. Ряжск с эшелона высадился 3-й батальон 84-й бригады морской пехоты, к-рый направили под Скопин. Непосредственная угроза захвата Ряж. ж.-д. узла была ликвидирована. В 1963 произведена электрификация ст. Ряжск, поезда стали возить электровозы. В 1984 введена нов. электрическая централизация стрелок и сигналов. В 2000-01 произведен капитальный ремонт гл. путей ст. и повышена скорость движения поездов до 80 км/час. В 2001 вес поезда, отправляемого со ст., доведен до 2694 т, дл. — до 49,16 условных вагона. В 2001 погружено 252 вагона или 11239 т груза. Вес транзитных поездов, следующих через ст. Ряжск, сост. 5200 т. В 2001 отправлено с вокзала ст. Ряжск 128278 пассажиров. За вклад в развитие ж.-д. транспорта награждены работники ст. Ряжск: Извеков Ю.А.- орд. Трудового Красного Знамени, Храпов В.В. — орд. Ленина и «Знак Почета», Сторожилова Т.В. — орд. Трудовой Славы 3-й ст., Машкова Т. П. — орд. Трудовой Славы 3-й ст., Каманина В.И. — орд. Знак Почета, Петрова А.М. — медалями «За трудовое отличие», «За трудовую доблесть», Гришаева А.В., Цикунова А.С. — медалью «За трудовое отличие». Рук. ст. Ряжск-1 в разл. вр.: Н.А.Щербаков (1931-36), Головин (1936-39); В.К.Объедков (1939-47), И.М.Зайцев (1947-49), М.К.Духанин (1949-56), В.И.Суринов (1956-63), Ю.А.Извеков (1963-89), В.В.Храпов (1989-2000), В.М.Комягин (2000 – 2004), С.А.Садовников (2004-06), В.М.Комягин (2007). Рук. Ст. Ряжск-2: Акимов (1956-59), Ю.С.Вальков (1959-63), Н.П.Жаворонков (1963-65), А.М.Ильин (1966-71), Б.В.Казаков (1971-75), А.И.Хахерин (1975-82), Б.В.Стрижков (1982-85), В.Ю.Воронин (1985-87), В.И.Атрошенко (1987-88), А.Т.Юрков (1988-91), Н.Н.Ржанов (1991-93), В.В.Храпов (1993-2000 – нач. объединенных ст. Ряжск-1, Ряжск-2, Говорово, Подвислово).

Ю.А.Извеков, В.В. Кокорева